Развитие детей раннего возраста

                структурное подразделение дошкольного образование

" Детский сад " Солнышко"      

                            

Развитие детей раннего возраста

 

 

 

          Период адаптации к детскому саду очень важен для ребёнка. От того, как пройдёт адаптация, будет зависеть всё дальнейшее поведение его в детском саду, психологическое и физическое здоровье. К сожалению, процесс привыкания протекает часто сложно и болезненно. Посещения детского сада становится стрессовой ситуацией. Поэтому от того, насколько ребёнок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

             - Что такое адаптация?

            Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

             В период привыкания к условиям ДОУ очень часто отмечается регресс во всём развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой, познавательной деятельности. Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме.   

Исходя из обозначенных проблем, была поставлена цель:

 Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка раннего возраста в дошкольное учреждение.

            Задачи:

  •  Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации;
  •  Помочь ребёнку установить доверительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
  •  Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни и окружающей обстановки.
  •  Формировать систему взаимодействия педагогов и родителей.
  •  Сохранять и укреплять здоровье ребёнка.

 

            Так как достижение поставленной перед нами цели невозможно без тесного сотрудничества всех участников образовательного процесса: дети-родители-педагоги, организация работы строилась по четырем направлениям:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогами;
  • организация предметно-развивающей среды.

          

         Работа с педагогами:

 Перед педагогами были поставлены задачи:

 

1. Познакомить педагогов с процессом адаптации.

2. Познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста.

3. Научить педагогов организации взаимодействия с родителями в адаптационный период.

4. Повысить компетентность педагогов в вопросах организации взаимодействия с детьми в адаптационный период.

5. Научить педагогов навыкам проведения педагогических наблюдений в адаптационный период.

6. Познакомить педагогов с особенностями организации воспитательного процесса в период адаптации и создания необходимых для него условий.

                Формы работы:

1.Обучающие семинары:

«Особенности развития детей раннего возраста»;

«Адаптация детей к условиям ДОУ» и др.

2. Циклы практических мастерских:

«Особенности организации взаимодействия с детьми в адаптационный период»;

«Организация приёма вновь поступающих детей»;

«Обеспечение     психологической         безопасности      личности    ребёнка раннего возраста в адаптационный период»

3.Консультативная работа: В рамках консультативной работы педагоги получали необходимую методическую и практическую помощь        по     вопросам педагогической работы, организации развивающего взаимодействия с детьми в адаптационный период. Консультации проводились  старшим воспитателем, специалистами детского сада:

«Организация приема вновь поступающих детей»;

«Организация режимных моментов в адаптационный период» и др.

                   Организованная таким образом система работы по обучению педагогов взаимодействию с детьми и родителями во время адаптационного периода позволила                   существенно повысить        уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по данному направлению работы.

 

         Работа с родителями:

     Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, поскольку это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех сотрудничества, его результативность во многом зависят от того, насколько родители с первых дней пребывания, убедятся в том, что отныне их заботу о малыше разделят внимательные, добрые, знающие люди 

Перед педагогами были  поставлены задачи:

-обеспечить родителей информацией о работе детского сада

-выявить индивидуальные особенности и привычки детей

-познакомить родителей с особенностями прохождения адаптационного периода

-формировать у родителей умения выстраивать позитивные взаимоотношения с ребёнком в период адаптации

             Формы работы:

-организационное собрание

-распространение памяток

-анкетирование

-Родительский  клуб «Дружная семья».

-индивидуальные беседы. 

         Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создания атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до  первого сентября. За несколько месяцев до поступления детей в детский сад было проведено организационное собрание с родителями. На нем заведующая детским садом познакомила родителей  с  реализуемой программой, правилами посещения детского сада, правами и обязанностями родителей, правами детей, режимом детского сада, с условиями пребывания детей в предполагаемой группе. Для родителей разработаны памятки «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад», «Правила поведения взрослых в период адаптации ребенка к детскому саду» и др.

 Во время первой встречи с родителями педагоги выясняли условия жизни ребёнка дома, получали сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера. Рассказывали о работе группы, режиме дня и расписании занятий, знакомили с  помещениями группы. Уточняли пожелания родителей по вопросам питания малыша, наличия аллергии.

            Родители заполняли анкеты.

Полученную информацию воспитатели учитывали в процессе последующей индивидуальной работе с ребёнком. Знания его  индивидуальных особенностей, предпочтений и вкусов в еде, играх, игрушках помогали в дальнейшем лучше наладить взаимодействие с  детьми.

         На первой встрече в родительском клубе «Дружная семья» более подробно  были обсуждены основные проблемы адаптации. Воспитатели группы рассказали об основных трудностях при поступлении ребёнка в детский сад и способах их преодоления. Родителям были  вручены памятки «Адаптация малыша к детскому саду», где даются практические советы.

         В приёмной группы были  оформлены стенд «Информация для родителей», содержащий разные рубрики («Наш распорядок дня», «Меню», «Советы, рекомендации родителям» и т.д.).

         Ежедневная беседа воспитателя с родителями - обязательный и важный элемент взаимодействия с семьёй. Беседы проводятся утром при встрече ребёнка и вечером. В утренней беседе родители сообщали о самочувствии ребёнка, настроении. Вечером они с интересом узнавали, как у малыша прошёл день, каких он  достиг успехов, чему новому научился.

 

- Какие трудности вы испытываете в работе с детьми в адаптационный период?

 

Работа с детьми.

    Задачи:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2. Сформировать у детей положительную установку на детский сад.

 3. Сформировать у детей чувство уверенности в окружающем.

4. Познакомить детей друг с другом и помочь им сблизиться.

5. Познакомить детей с персоналом и специалистами детского сада.

      Формы работы

         Изучение ребёнка до поступления в детский сад, а так же  знакомство с образом  жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Вхождение малыша в сад должно быть постепенным. В работе воспитатель использует различные приёмы:

Алгоритм постепенного вхождения ребенка в сад:

  •   принимает в группу 4-5 детей в неделю,
  •   предлагает родителям приносить любимую игрушку малыша,
  •   временно сохраняет «вредные» привычки ребёнка.
  •  старается чаще брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать,
  • использует потешки, детские стихи, песенки, пальчиковые игры, игры с песком, водой,
  • сначала ребёнок приходит в детский сад на 2 часа затем время  его     пребывания     постепенно увеличивается в зависимости от самочувствия ребёнка.
  •  ведёт ежедневный контроль за состоянием здоровья,     эмоциональным состоянием, аппетитом ( с этой целью на каждого ребёнка заполняется  так называемый «адаптационный лист»).

 

                Создание ситуаций для смеха. Педагоги создают такие ситуации, чтобы реб?нок больше смеялся. Для этого в группу вносятся игрушки-забавы, игрушки-пищалки, мыльные пузыри .

              Прослушивание музыки. Периодически педагоги включают музыку: детские песенки в группе ,музыку, способствующую снятию эмоционального напряжения при подготовке ко сну.

              Использование специальных       приемов, затормаживающих отрицательные эмоции. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками. Поэтому педагоги предлагают детям нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колечки от пирамидок, соединять детали        крупного конструктора. Хороший отвлекающий эффект дают игрушки- забавы («клюющие» курочки, «прыгающие» зверюшки, юла, игры с резиновыми игрушками-пищалками,. игры с водой и песком. Дети очень любят играть с водой, песком. В этих играх происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребёнка, так и воспитателя, также испытывающего в это время нервные перегрузки. Песок, как и вода, способен заземлять отрицательную энергию, происходит гармонизация эмоционального состояния ребёнка. Это ведёт к сокращению сроков адаптации

                 Организация специальных игр. Это игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем; игры, направленные на освоение окружающей среды; игры, направленные на знакомство с персоналом детского сада, игры на снятие эмоционального напряжения.

                Ребенок приносит из дома любимую игрушку, с которой он, например, привык засыпать; во время засыпания поглаживают реб?нка по головке спинке и т.д.  Основной вид деятельности малыша в раннем возрасте - это игра. Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия ребёнка к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 

 

 

   

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, осознайте всю серьезность этого шага и для ребенка, и для вас. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребенка серьезным стрессовым фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Рекомендации родителям:

1. Не обольщайтесь радостными надеждами, что малыш легко и радостно будет ходить в сад каждый день, а вечерами будет встречать вас веселый и здоровый.

2. Не обвиняйте ребенка во всех неприятностях, в том,как он себя ведет. Это усугубляет его без того тяжелое эмоциональное состояние

3. Заранее готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей.

4.Постарайтесь поощрять его интерес к другим детям, называйте их по именам, говорите о них как о друзьях.

5.По дороге в сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Важно чтобы разговоры о саде были окрашены положительными эмоциями. Спокойный голос, уверенная интонация- это очень важно!

6.Когда придет время оставить ребенка в саду одного, заранее предупредите его об этом. Хотя бы первое время  приходите за ребенком пораньше, и ни в коем случае не опаздывайте.

7.Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить игрушку ночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так вы сможете узнать, каким образом вашему малышу удается привыкнуть к детскому саду, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Проиграйте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

8.С пониманием отнеситесь к его "необоснованным", на ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть, или побоится засыпать один. Не волнуйтесь - это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь, и не раздражайтесь.

9.Помните, малышу сейчас тяжело, он перегружен впечатлениями и очень устает. Поэтому ему очень нужна ваша помощь. В целом ведите себя так, будто вы оба давно привыкли к тому, что он ходит в садик.

10.Будьте внимательны, если вы чувствуете испуг ребенка или какие-то другие возникшие тревоги. Объясните ему происходящее спокойным, уверенным голосом, так, будто он тоже это знает, но просто сейчас забыл. Такое поведение облегчает малышу знакомство с новой обстановкой. Не дает возможности возникнуть и развиться неоправданным страхом.

11.Учите дома его одеваться, чтобы он не переживал и не плакал, что отстает от других детей, поощряйте всячески его (словами) даже если он оделся не правильно. Воспитатель все равно ему поможет и подскажет как правильно.

12.Приучайте малыша есть самостоятельно, правильно держать ложку, чтобы он не боялся испачкаться….

 

 И самое главное! Доверяйте воспитателям, сотрудничайте с ними, и тогда процесс адаптации пройдет легко и незаметно!

Ранний возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установки первых отношений с людьми.

Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей необходим комплексный подход, направленный на формирование осознанного родительства и способствующий всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка ,а также облегчению процесса адаптации его к условиям ДОУ

В СП ДО «Солнышко» для детей, не посещающих детский сад, пятый год функционирует адаптационная группа для детей раннего возраста.

Основной целью работы адаптационной группы «Вместе с мамой» является облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально-комфортных условий пребывания ребенка в детском саду при организованном взаимодействии специалистов ДОУ и семьи.

В работе группы идет непрерывное взаимодействие между:

  • специалистами ДОУ (социальный педагог, воспитатель по физическому развитию,музыкальной деятельности, логопед, психолог);

  • родителями;

  • детьми раннего возраста.

Родители получают необходимую им информацию о возрастных особенностях развития детей, работает консультационный пункт. Проводятся развлечения и праздники.

Занятия проходят каждую субботу с 11.00 до 12.00.

Записаться можно лично или по телефону 6-19-30.

На все интересующие вас вопросы ответит

заместитель директора по дошкольному образованию

Татьяна Сергеевна Бондаренко

За минимальный период времени удаётся сформировать у родителей воспитанников представление о том , что они являются первыми и главными педагогами своего ребёнка , помочь им в получении знаний и навыков обучения , воспитания , полноценного развития своих детей.

Дети, посещавшие адаптационную группу, чувствуют себя в детском саду спокойно , уверенно . Они знакомы с организацией учебно-воспитательного процесса , достигают больших успехов и получают больше удовольствия от пребывания в ДОУ. У родителей уже сложились спокойные, доверительные отношения с педагогами.

 А значит, мы достигли цели!

 

 " Вместе с мамой" для неорганизованных детей

( не посещающих детский сад)

 

Дата последнего обновления страницы 19.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения