|
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ, ОБЪЕКТОВ СПОРТА, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
|
В МБДОУ « Солнышко» созданы условия доступности для категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработан паспорт доступности учреждения с учетом категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: учителя- логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители.
Группа компенсирующего ( логопедическая) вида для детей с 6-7 лет оснащена современным оборудованием.
В группе создана среда, способствующая эффективной коррекционно-развивающей помощи:
· коррекционное оборудование (массажные мячи, модульные комплексы, сухой бассейн,
· развивающее оборудование (игровой, тактильное панно, развивающие сюжетно-ролевые игры, многофункциональный стол- интерактивной песочницы - умный стол).
С 2016 года на базе психологического кабинета функционирует сенсорный комплекс. Открытие сенсорной комнаты связано с тем, что нынешние дети отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. Поэтому детскому саду нужна интерактивная среда, обеспечивающая условия для гармоничного развития и максимальной эффективности обучения и воспитания детей.
Оборудование темной сенсорной комнаты
Название оборудование |
Описание
Оборудования |
Назначение
Оборудования |
Сухой душ |
Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке. |
Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Сухой душ может использоваться как «уголок уединения». |
Сухой бассейн |
Квадратный с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми шариками. |
Используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в бассейне. Это особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. |
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной |
В прозрачной колонне высотой 150 см и диаметром 10 см, выполненной из органического стекла или пластика, заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Такая колонна - основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. |
Используется для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. |
Коврик массажный со следочками |
Тактильная дорожка длиной 180 см, шириной 40 см, состоящая из параллельно уложенных трубок. К коврику прилагаются желтые следочки (20 штук). |
Коврик эффективен для стимуляции тактильных ощущений стопы. |
Шершавые парные фигуры |
Набор парных деревянных фигур с поверхностями разных фактур (пробка, дерево, вельвет, фланель, мех и др.) |
Используется для развития сенсорно-перцептивной сферы детей. Развивают способность различения текстур и различных поверхностей. |
Развивающая игра «Удержи шарик» |
Ручной тренажер, представляющий собой округлую фигуру с S-образными дорожками и набор шариков разной фактуры. |
Тренажер используется для развития координации движений, ловкости рук, устойчивости внимания детей. Ребенок держит тренажер двумя руками и, перекатывая шарик по S-образной дорожке, поворачивает тренажер в нужном направлении. Задача — удержать шарик на дорожке. |
Тренажер для глаз «Путь шара» |
Деревянная игра с зигзагообразными дорожками, по которым катятся шарики. |
Используется для развития устойчивости и концентрации внимания. Задача ребенка — проследить глазами за движением шарика. |
Радужные звучащие блоки |
Развивающая игра, состоящая из блоков разной формы (квадратных, прямоугольных, округлых) с прозрачными разноцветными сторонами. Внутри блоков находятся шарики разного размера в разных количествах. |
Игра используется для развития цветовосприятия, звуковосприятия, внимания, воображения, развития конструктивных умений. |
Шнуровка «Божьи коровки за мамой» |
Пять маленьких деревянных божьих коровок и одна большая, соединенные между собой шнурком. |
Развивающая игра для детей младшего дошкольного возраста, направленная на развитие мелкой моторики, пространственного мышления, освоение навыков шнуровки, овладение понятиями «больше-меньше», счетом в пределах 5. |
Цветные мягкие модули |
Набор разноцветных объемных мягких геометрических фигур (параллелепипеды, цилиндры, треугольные призмы, лесенки, арки и др.). |
Цветные мягкие модули используются для объемного моделирования, конструирования различных сооружений в зависимости от целей занятия. Развивают моторные умения, творческие способности детей, наглядно-действенное мышление, двигательную активность, формируют пассивный и активный словарь, развивают общую моторику, координацию движений. |
Массажеры (массажные мячи «Ёжики», «Дикие огурцы» и массажные ролики) |
Резиновые массажеры круглой, овальной и цилиндрической формы с многочисленными закругленными выступами по всей поверхности. |
Используются для стимуляции тактильной чувствительности, снятия мышечного напряжения, обучения самомассажу и усиления эффекта релаксации во время занятий в сенсорной комнате. Повышают мышечный тонус, развивают проприоцептивное и пространственное представление, развивают мелкую моторику, коммуникативные способности. |
Магнитофон с набором CD-дисков |
Техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. |
Используется для музыкального сопровождения занятий. |
Светодиодные кубы |
6 панелей ярких основных цветов |
Используется как в качестве тактильного коврика, так и для развития цветовосприятия, конструктивных умений, развития воображения детей. |
Набор «Узнай звук» |
Набор состоит из пластмассовых цилиндров, расположенных в коробке с ячейками. Внутри цилиндров находится природный материал и другие мелкие предметы. |
Развивает умения дифференцировать звуки, способствует развитию слуховой чувствительности. |
Набор тактильных шариков |
Шарики разных размеров и фактур, изготовленные из разных материалов. |
Используются для развития мелкой моторики рук и тактильного восприятия. |
«Волшебная коробочка» |
Закрытая коробка красного цвета с круглыми отверстиями с двух сторон (по бокам) для того, чтобы можно было просунуть руки внутрь. Внутри коробки находятся разные мелкие предметы. |
Может использоваться для дифференциации предметов на ощупь, для закрепления названий предметов, величин, форм, для развития умения выделять существенные признаки предметов, для тактильного развития детей, развития их фантазии и воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, восприятия, речи. Используются для формирования интермодальных связей. |
Набор музыкальных игрушек «Музыкальная шкатулка» |
В набор музыкальных игрушек входят маракасы, трещотки, бубенцы, колокольчики, ксилофон, «шуршунчики», бубны, детская шарманка и др. |
Развивают внимание, слуховую память, речь, чувство ритма, слуховое восприятие, фантазию, воображение, способствуют формированию фонематических процессов. |
Коврик-массажер |
Пластмассовый коврик из разноцветных прямоугольников. Рабочая поверхность коврика покрыта небольшими шипами. |
Предназначен для точечного массажа рефлекторных зон стопы, улучшает кровоснабжение стоп, что ведет к оздоровлению организма. |
Калейдоскопы |
Большие и маленькие калейдоскопы разных видов. |
Способствуют формированию зрительного сосредоточения и восприятия, развитию координации «глаз-рука», воображения детей. |
«Волшебная палочка» |
Светящаяся палочка, имеющая три режима мерцания. |
Используется для создания «волшебных» эффектов на занятии. |
Мыльные пузыри |
Мыльный раствор во флаконе. |
Может использоваться для дыхательной гимнастики, зрительного сосредоточения, создания благоприятного эмоционального фона. |
Разноцветные шифоновые платки |
Разноцветные квадратные шифоновые платки размером 0,5 м х 1 м. |
Используются в упражнениях на релаксацию и в танцедвигательных упражнениях. |
Набор развивающих карточек «Азбука развития эмоций ребёнка». Автор М.Лебедева |
Набор игровых карточек с изображением различных персонажей (мальчик, девочка, мужчина, женщина, буратино и кот) в основных эмоциональных состояниях (радость, страх, гнев, грусть, вина, интерес). |
Используются для развития узнавания и понимания собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей. |
Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится на основе специальных методических разработок и дидактических пособий. ДОУ специалистами службы ППМк сопровождения обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.
Средства обучения и воспитания ДОУ
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом коррекционно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях; • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.). Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. Наглядные пособия классифицируются на три группы: 1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); 2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники) 3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Принципы использования средств обучения: • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); • сотворчество педагога и обучающегося; • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Библиотека в ДОУ
Отдельного помещения в ДОУ для библиотеки нет. Литература располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части и включает в себя: Книги для воспитателя (методическая и справочная литература), Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Книги совместного пользования. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Игра», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники). В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта
Объекты спорта ДОУ служат для проведения физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных и оздоровительных занятий. В МБДОУ « Солнышко» созданы все условия для физического развития детей. Хорошо оборудованный оборудованием физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки во всех возрастных группах.
|
|
|